Стиляги и модники в СССР: как одевались в советские годы люди, которые не хотели быть серой массой

Загрузка ... 13 февраля 2018 00:30 Ты, наверное, помнишь по фильмам эти прекрасные времена, когда девушки надевали пышные юбки, делали объемные прически, а парни носили разноцветные галстуки. Некоторые бьюти-привычки стиляг актуальны и сейчас. Изучай внимательно! 😑 1 / 9 image image

Чуб

До сих пор некоторые молодые люди укладывают волосы спереди, придавая прическе некий объем. Но до стиляг из 60-х годов им уж точно далеко. С такими масштабами прически невозможно остататься незамеченным. Если твой бойфренд хочет достичь такого же эффекта (может, у вас костюмированная вечеринка), волосы сбоку и сзади должны быть короткими, а челка, наоборот, подлиннее. Зафиксировать такую укладку можно с помощью геля. Но вот стиляги в таком случае использовали вазелин.

Объемный пучок

Сейчас в тренде тоже объемные прически. Правда, современная мода говорит нам о небрежности. А вот стиляги, хотя и не признавали общественных правил, стремились к идеально гладкой и залаченной прическе. Не забываем и про пучки. Причем это не такие пучки, которые мы видим у балерин. Они необычные, разнообразные и очень-очень объемные. Кто-то предпочитал боковые пучки, кто-то прямые. Обрати внимание на пробор, его обычно делали тоже боковым. А еще девушки дополняли свою прическу ленточкой, обвязав ею свой пучок. Она даже могла быть такого цвета, как и юбка или платье. Разве не красота?

Нарисованная стрелка на колготках

Ты, наверное, видела в магазинах да и на улицах колготки, у которых сзади есть вертикальная полоска. Многие носят их до сих пор. И не зря, ведь это выглядит соблазнительно и сексуально. Девушки 60-х годов тоже хотели произвести такой эффект, вот только подходящих колготок не было. Но это вовсе не проблема. Стиляги брали черный карандаш (которым можно и глаза подводить) и рисовали прямую линию сзади на ноге. Вот такая вот изобретательность.

Челка-валик

В наше время уже давно никто особо не носит челки, если только модные удлиненные (чтобы особо не мешала). А вот раньше, чтобы челка не мешалась и не попадала в глаза, ее закручивали с помощью валика. В сочетании с платками, классическим макияжем и яркой юбкой это выглядело очень даже гармонично. К сожалению, если сейчас ты выйдешь с такой прической на улицу, тебя вряд ли поймут правильно. А для тематической вечеринки такой образ будет очень женственным.

Стрелки и алая помада

Классика на все времена! Алая помада, идеальные стрелки — это модно и стильно до сих пор. У стиляг было столько ярких элементов в образе, что макияж они делали довольно сдержанный. Черные стрелки идеально подчеркивали взгляд, при этом не делая образ слишком вульгарным. А алая помада добавляла образу женственности и элегантности. Очень удачное сочетание. И сейчас ты запросто можешь попробовать такой бьюти-образ.

Подписывайся на страницы WMJ.ru в Одноклассниках, Facebook, ВКонтакте, Instagram и Telegram!

Фото: КиноПоиск, открытые интернет-источники

Автор:

Кристина Ящанина Расскажите друзьям Мода СССР: стиляги

23 сентября 2016, 10:00 | Рита Железнякова

Стиляги любили джаз и буги-вуги, фильм «Серенада Солнечной долины» и яркие вещи. Эта молодежная субкультура стала целым явлением, о котором мы вспоминаем и сегодня…

Стиляги существовали с середины 40-х годов до 60-х.  После войны в Советский Союз хлынула информация о западной жизни, который, впрочем, довольно быстро превратился в маленький ручеек. Люди, мечтающие о красивой жизни, вылавливали западную «красоту» по крупицам. Первые советские модники – дети, родственники и друзья дипломатических работников.  Из-за границы привозились пластинки,  журналы, фильмы, и, конечно, одежда и обувь.

Молодых людей, разодетых на иностранный манер не одобряло советское общество. В журнале «Крокодил» то и дело печатались карикатуры на лохматых, юношей в нелепых брючках и кричаще одетых девиц. На самом деле стиляги самовыражались при помощи внешнего вида, протестовали против стереотипов, как это делают миллионы юношей и девушек. Только в середине прошлого века это звучало еще и как антисоветское высказывание, хотя стиляги и заявляли о своей аполитичности…

Рисунок Д.Беляева, журнал «Крокодил» 1949 год.

Alterna

Bamboo Style Сухой Спрей-Шампунь для свежести и объема c ароматом весенних цветов

от 3 213 руб.

Biosilk

Rock Hard Гель моделирующий средней фиксации

от 1 650 руб.

Alterna

Bamboo Color Care UV+ Шампунь для ухода за цветом

от 986 руб.

Количество объемов: 2

Alterna

Bamboo Color Care UV+ Кондиционер для ухода за цветом

от 1 130 руб.

Количество объемов: 2

Все товары

Сейчас на сайте

Lavrusha72, popiksa, anya_t11, natalya121275, daisu, Kristi Novi, michaels, Californication, irisha123, Mariya_Bo, SakhalinOkha, Al69la, Britsyna

В 1950-е годы СССР был отделен практически от всего мира железным занавесом. В стране было запрещено всё, связанное с Западом. И именно в то время появился общественный “капиталистический” феномен — стиляги.

Кто такие стиляги? Предшественники современных хипстеров? Советская «золотая молодежь»?

В нашей статье подробно разберём эту яркую молодёжную субкультуру.

Стиляги отличались нарочитой аполитичностью, цинизмом в суждениях, безразличием к нормам советской морали, носили яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.

Появление стиляг в СССР припадает на послевоенный период. Подражание западному стилю прослеживалось у стиляг всего советского периода, это и выражалось в стиле одежды, своеобразному сленгу и интересе к зарубежной музыке.

Стильные танцы

В каждом крупном городе имелась относительно небольшая группа молодых людей, выделявшаяся из серой массы. Типичные однотонные скромные одежды советского образца не устраивали наиболее «образованных» студентов, из которых, в основном, и состояло движение стиляг.

Название субкультура получила от слова «стильный», и у них действительно был свой стиль. Юноши обычно носили узкие брюки, пиджаки с широкими плечами, гавайские рубашки, галстуки кричащих цветов и зонтики-трости. В обуви самым шиком считались ботинки на толстой каучуковой подошве. Девушки носили сильно приталенные платья в американском стиле, узкие юбки по колено и брючные костюмы.

Практически американские модники

Выходцы из интеллигентных семей имели доступ к заграничным товарам, привозимых родителями из-за «бугра». Столичные стиляги были более обеспеченными материалами для соответствия выбранному образу. Граждане, работающие в иностранных посольствах, дипмиссиях и отбывающие в заграничную командировку, могли привести с собой на родину одежду, обувь, музыкальные произведения, магнитофоны и другую продукцию зарубежного производства. За «железным занавесом» эти товары были долгое время в дефиците, и являлись объектами желаний и зависти.

Представители этой альтернативной культуры в других крупных населенных пунктов получали все необходимые для стиляжничества вещи из столицы или портовых городов, в которые заходили иностранные суда. Но в большинстве случаев, стиляги одевались в пошитые кустарным способом одежды. Они перекраивались из производимых советскими фабриками материалов.

Самые модные парни Москвы

Если необходимую одежду и можно было достать в готовом виде, то с обувью дела обстояли сложнее. Ботинки на толстой каучуковой подошве и туфли с заостренным носом в советских обувных магазинах не продавались. За границей такая обувь стоила дорого, и была по карману только детям номенклатурщиков. Советские стиляги сами добавляли несколько слоев к подошве произведенной в Союзе обуви. Так достигалась нужная высота подошвы, и придавался «неповторимый» стиль. Такие «шузы» можно было часто увидеть на представителях этой пестрой стильной культуры.

Многие стиляги сами перекраивали немногочисленные пестрые вещи советского образца, придавая им нужный фасон. Ширпотреб и барахолка также помогали создавать стильный имидж выделяющейся молодежи. Индивидуальный пошив одежды и обуви позволял всем желающим стать представителями этой «стильной» культуры.

Стильная парочка

Прически молодых людей подчеркивали принадлежность к заграничному стилю. Набриллионенный кок, начесанный густой чуб, длинные волосы выделяли стилягу-парня из толпы. Были в моде и аккуратно приклеенные или выращенные усы «мерзавчики», которые дополняли ненормативный внешний образ. Стильными прическами у подружек стиляг были «Бабетта» (как у Бриджит Бордо в одноименном фильме) и короткая стрижка «под француженку». Обязательной в макияже девушек была ярко-красная помада, что вызывало у сознательных представителей общественности резко негативную реакцию.

Девушкам-стилягам было труднее соответствовать выбранному полулегальному стилю. Нормы поведения и одежды для советской девушки отличались скромностью, а установленная нравственность вовсе не позволяла сделать шаг в сторону альтернативы. Юбки чуть выше колена рассматривались как развращенность, и тут же осуждались старшим поколением.

Стиляги-антисоветчики на агитках советского времени

Рок-н-ролл, буги-вуги, фокстрот и другие зарубежные направления в музыке и танцев преобладали у стиляг. Аудиозаписи привозились из заграницы, а также нарезались специалистами кустарным способом, на рентгеновскую пленку. Но самим популярным и доступным было прослушивание иностранных радиопередач, в которых транслировалась нужная стилягам музыка.

Многие из стиляг были творческими личностями и делали себе одежду и аксессуары сами. Некоторые собственными руками создавали музыкальные инструменты или переделывали для исполнения джаза акустические гитары в электрические. А пластинки с любимой музыкой они тоже записывали сами — на старых рентгеновских снимках. Кроме стиля одежды и причесок, в субкультуре стиляг была очень важной музыка. Стиляги в основном слушали джаз и свинг, но их любимой песней была «Чаттануга Чу-чу» из саундтрека к фильму «Серенада солнечной долины».

Пластинки-малышки из рентгеновских снимков

Облаченные в яркие пестрые наряды стиляги делали местами своих тусовок центральные площади и улицы крупных городов. Прослушивание стильной музыки и танцы происходили на танцполах и в клубах. Советское стиляжничество стало прототипом для альтернативных молодежных течений в современной России.

Твист на картоне: бережём шузы

И хотя субкультура стиляг шла вразрез с коммунистической идеологией, мотивы этих молодых людей, как правило, были далеки от политики. Это была скорее эскапистская субкультура, а не группа культурных протестующих: стиляги по сути создали собственный красочный мир в условиях эгалитарного режима со множеством ограничений. Поведение стиляг было не столько протестом, сколько способом самовыражения. Поколение послевоенной молодежи уже не хотело бороться за коммунистические идеалы, молодые люди хотели свободы. Строй и общество при этом диктовали свои правила: «будь как все», «делай как все». Возможностей для проявления собственной индивидуальности практически не оставалось. Если ты, конечно, не собирался (или не мог) устанавливать трудовые рекорды.

Обложки западных журналов — предмета вожделения всех стиляг

Поскольку стиляги были, как правило, представителями золотой молодежи, они имели свободный доступ к западным журналам, музыке и фильмам. И это понятно: высокопоставленные родители готовы были сделать для своих любимых чад все, даже приоткрыть запретный занавес. Молодежь не только слушала западную музыку и танцевала «запрещенные» танцы, молодые люди подражали западным музыкантам во всем. Например, многие парни-стиляги делали себе прически в стиле Джонни Вайсмюллера, который снялся в серии фильмов о Тарзане.

Вот к чему стремились стиляги

Внешний вид, ценности и поведение стиляг находились в полном диссонансе с нормами советской морали, поэтому стиляги порой подвергались насмешкам и открытому негативу со стороны обычных людей.

Карикатуры из советских журналов: асоциальный элемент

Несмотря на то что субкультура стиляг была крайне провокационной, эта необычная молодежь не участвовала в каких-либо мероприятиях, которые были официально запрещены законом, а переодеваться и встречаться группами по интересам никто не запрещал. Чтобы решить эту проблему, власти начали пытаться выставить стиляг в качестве асоциальных, «чуждых человеческому обществу» элементов.

Карикатуры из советских журналов: стиляги — западные агенты

Достаточно вспомнить массово растиражированный лозунг «Сегодня ты играешь джаз, а завтра — Родину продашь». Выпускались и различные «разоблачительные» статьи и плакаты.

Разоблачительная статья в советской газете

Во времена оттепели, когда в Советском Союзе начали более толерантно относиться к различным субкультурам, стиляжничество постепенно исчезло. Многие бывшие стиляги даже стали успешными режиссерами, художниками и музыкантами.

Стиляги – яркий след в культурной истории страны

Рекомендуем также прочитать Мода советской молодёжи.

В последнее время люди любят проводить вечеринки на тему стиляг. Но чем же эта стилистика так притягивает людей сейчас и манила практически 70 лет назад? Вызовом. Она дарит свободу. От скуки, стандарта, серости будней, предрассудков. В СССР молодые люди пытались вырваться из оков непростого послевоенного времени, когда страна пыталась начать жить заново.

Стиляг не принимало «нормальное» общество, смотрело косо на этих безбашенных бездельников, преклоняющихся перед западными изысками. Теперь же человек устает от сверхзвукового темпа жизни и порой мечтает повернуть время вспять, окунуться на вечеринку, где слушают музыку не через USB или гаджеты, а тайными изощренными способами. Где выглядят так, как будто взорвалась фабрика красок. Ярко, броско, удобно для танцев… Стиляга — это особое ощущение и удивительный, яркий элемент мира моды.

Стиль «стиляги» в женской одежде

Главный признак этого стиля — платье с пышной (часто многослойной) юбкой и приталенным лифом. Тонкая талия была большим плюсом, в современное время в создании образа вам поможет специальное корректирующее белье.

Второй признак — это яркая цветовая гамма. В образе стиляги может перекликаться несколько сочных цветов, например, лиловый, изумрудный, солнечный оранжевый. Не боялись девушки и принтов на платьях, в виде полосок, крупного горошка, маковых точек. Пышными садами цвели бутоны маков, незабудок, астр и лилий.

Туфли или босоножки девушки-стиляги выбирают изящные, на среднем каблуке, с удобной колодкой (а как иначе танцевать или убегать). Ещё одна очень важная деталь — тонкие перчатки под цвет платья или контрастные ему. Ну и конечно, не обойтись без аккуратной сумочки, крупных разноцветных бус и широкой ленты в волосах.

Кстати о волосах. Весь образ девушки-стиляги очень выразительный, вплоть до прически. Начёсы, бабетты, локоны, изобилие лака для волос (а в советское время его заменял сахарный раствор). Никакой неопрятности этот стиль не приемлет точно.

Стиль «стиляги» в мужской одежде

Для того чтобы мужчине выглядеть как настоящий стиляга, понадобится брючный костюм. Но не классический. Брюки — укороченные дудочки яркого цвета. Пиджак стильный в полоску либо клетку, возможно с широкой линией плеч и накладными карманами.

Скучная рубашка — не из этой истории. Она должна соответствовать костюму и мироощущению стиляги в целом. А значит быть яркого, зажигательного цвета — голубого, розового, желтого, салатового, оранжевого. Как на женских платьях, на рубашке стиляги могут быть пестрые принты, цветочные или тропические.

Два очень важных атрибута — это веселые носки (а раз брюки укороченные, как вы помните, то они будут видны) и контрастный не широкий галстук-селедочка.

Ну а что касается прически, то стиляги никогда не жалели лака или сахара, чтобы закрепить объем, пробор, начёс или чуб.

Фото: Яндекс-картинки, Google картинки

. . .

Одежда людей в СССР никогда не отличалась особой оригинальностью. Строгая униформа темных или приглушенных тонов разбавлялась только редкими нарядами «на выход». В целом же мировые тенденции моды для СССР были совершенно закрыты. Но, как известно, чем больше запретов, тем сильнее желание их нарушить. Это желание и стало основополагающим для возникновения субкультуры стиляг.

Само слово «стиляги» произошло от слова «стилять», которое означало танцевать под иностранную музыку. Музыка, надо сказать, была мощным объединяющим фактором для молодежи, которая хотела вырваться из скучных советских рамок. Молодые сердца требовали новизны и революций. И действительно добились и того, и другого.

Стиляжничество недаром называют субкультурой. Далеко не только одежда объединила молодежь того времени. В конце 40-х стиляги отличались скорее не вычурностью нарядов, а аполитичностью своих суждений. Они отрицали мораль, были циничны и, конечно, грезили о мире, который видели на страницах трофейных западных журналов. Эти журналы были редкостью и обычно демонстрировали вещи, которые за рубежом уже устарели. Но с отставанием в несколько лет и по мере возможностей молодые люди подражали увиденным образам. А подражать было нелегко!

В начале 50-х в СССР стиляги подвергались настоящим гонениям. Юных стиляг отчитывали на партсобраниях и всячески порицали в прессе. Да и просто пройти по улице не всегда было легко из-за риска нарваться на оскорбления и хамство. В самых лютых случаях стилягам даже насильно обрезали волосы.

Если говорить о стиле субкультуры, то его можно определить, как плохое подражание стилю рокабилли, который когда-то был в моде в Европе и США. Собственно, все отличительные признаки рокабилли в самой их утрированной форме — это и есть стиляжничество. Выбором девушек были пышные цветастые юбки, яркие блузы. Особо популярным у стиляг был принт в горошек. Советских модниц не пугало общественное порицание, поэтому они отчаянно носили вещи с глубоким декольте и невероятной высоты каблуки. Прически и макияж под стать одежде — чем ярче и заметнее, тем лучше.

Вид мужчин-стиляг был не менее экстравагантным. Изначально это была яркая мешковатая одежда, которая потом стала более утонченной, но все-таки подразумевала попугайскую яркость. Пиджак, брюки-дудочки и галстук «пожар в джунглях» — так можно определить стандартный вид стиляги. К этому присоединялись набриолиненные волосы и обувь. Ботинки стиляги непременно были до блеска начищены, а особым шиком считалась обувь на каучуковой подошве или, как когда выражались, «на манке».

Где доставали такую одежду посереди повсеместного советского дефицита? У фарцовщиков и заезжих иностранцев. Но такая роскошь была доступна только золотой молодежи и москвичам. Стилягам провинции приходилось туго. Чаще всего они сами шили или перешивали вещи из того, что предлагал советский рынок одежды. Но такие действия были незаконны. Портные, которые соглашались шить одежду для стиляг, рисковали своей свободой. Все эти предприятия были подпольными и нелегальными, но риск окупался. Если пошив обычного костюма стоил 80-100 рублей, то за костюм стиляги брали не менее 150!

Подумать только, на какие ухищрения шли люди ради того, чтобы продемонстрировать миру свой протест! Демонстрировали они его, к слову, не по одиночке, а массово. Собирались компаниями и прогуливались по «Бродвею» — главной улице города, дабы простая публика могла оценить их непосильным трудом добытые наряды.

Эпоха стиляг начала угасать уже в 60-х. Пресытившись пестротой, молодые люди начали ценить качество и элегантность. Повлияла и меняющаяся мода Запада, которая только начала докатываться до СССР. Постепенно психоделических цветов пиджаки стиляг стали серыми и лаконичными, а бренд на внутреннем ярлычке стал цениться в разы выше экстравагантности и китча. К концу 60-х стиляжничество окончательно сошло на нет и стало историей, хотя в провинции кое-где еще возникали группы молодых людей, уставших от шума заводских конвейеров и желающих протестовать хоть и бы необычно нарядившись. 

Сейчас на вид стиляг невозможно смотреть без усмешки, хотя некоторые их черты и теперь уместно продемонстрировать с своем образе. Собственно, стиль рокабилли, о котором уже шла речь, то и дело всплывает на современных модных показах. Массивная бижутерия и яркая лаковая обувь вполне может присутствовать в наряде, но уже без излишеств. Обычно образ советского стиляги используют в ироничном ключе, а чаще всего для тематических вечеринок.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий